НА
САЙТЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФРАГМЕНТЫ
КОМПАКТ-ДИСКА.
В
настоящем альбоме собраны записи двух великих русских дирижеров Николая
Михайловича Данилина (1878-1945) и Николая Семеновича Голованова
(1891-1953). С их именами связаны ярчайшие страницы отечественного
музыкального исполнительства. Воспитанники Московского Синодального
училища, в предреволюционный период Данилин и Голованов были регентами
знаменитого Синодального хора. В эти годы Синодальный хор считался
лучшим профессиональным церковным хором Москвы. По словам Н.С.
Голованова, «его нежные дисканты, звонкие альты, легкие тенора и
глубокие басы с феноменальными октавистами составляли редкий по звучанию
гармонический ансамбль с безукоризненной интонацией и железным ритмом… В
1900-е годы Синодальный хор, наряду с Третьяковкой, Большим и
Художественным театрами, был одной из московских
достопримечательностей». В исполнении Синодального хора п/у Н.М.
Данилина впервые прозвучали произведения С.В. Рахманинова - Литургия св.
Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). Наряду с русской
духовной музыкой в репертуаре хора были и произведения мировой классики
(Бах, Моцарт, Бетховен, Палестрина, Гендель и др.). Неоднократно хор
выезжал с концертами в Европу. 21 ноября 1917 г. Синодальный хор п/у
Данилина и Голованова принял участие в знаменательном событии -
интронизации Святейшего Патриарха Тихона, проходившей в Успенском соборе
московского Кремля.
После революции и роспуска хора в 1918 г. Н.М. Данилин некоторое время
(до 1928 г.) продолжал регентское служение в московских храмах,
преподавал в Московской консерватории на кафедре хорового дирижирования
(в 1941-1945 гг. - зав. кафедрой). Все немногочисленные записи Данилина
на грампластинки были сделаны в конце 1930-х гг. с Гос. хором СССР,
которым он руководил в это время.
Н.С. Голованов в советский период стал одним из величайших русских
оперно-симфонических дирижеров. Регентский опыт во многом сказался на
его исполнительской манере и технике дирижирования. По словам Н.П.
Аносова, Голованов перенял от своих учителей (С. Смоленского, В. Орлова,
А. Кастальского и др.) любовь к напевности (вокальности) в исполнении:
«песенная стихия, вокальность трактовки - одна их характернейших
особенностей русской дирижерской школы в целом и Голованова в частности.
С ней связана и свойственная ему свобода ведения мелодии, и подчинение
всех остальных элементов этому свободному движению главного голоса.
Русский мелос тесно связан с выразительностью слова и с естественной
декламацией русской речи. Это свойство русской музыки Голованов
чувствовал органически».
При составлении альбома из многочисленных записей Голованова мы выбрали
три произведения, в которых Николай Семенович выступает как
интерпретатор русской хоровой музыки. Так, впервые почти за 70 лет
издается интереснейшая запись библейского хора М.П. Мусоргского «Иисус
Навин». С этой записью, сделанной на Всесоюзном радио в 1939 г. (!), по
всей видимости, большинство слушателей познакомятся впервые. Несомненным
шедевром является запись кантаты С.И. Танеева «Иоанн Дамаскин».
Заканчивается альбом произведением А.Д. Кастальского - педагога Н.М.
Данилина и Н.С. Голованова по Синодальному училищу. Эта редкая фондовая
запись также публикуется впервые.