1. Ария Руслана (М. Глинка «Руслан и Людмила», 2 д.)
2. Стансы Нилаканты (Л. Делиб «Лакме», 2 д.)
3. Ария Мефистофеля (А. Бойто «Мефистофель», 1 д.)
4. Куплеты Мефистофеля (Ш. Гуно «Фауст», 1 д.)
5. Ария Игоря (А. Бородин «Князь Игорь», 2 д.)
6-7. Сцена в келье Чудова монастыря (М. Мусоргский «Борис Годунов», 1 д.)
8. Ариозо Кочубея (П. Чайковский «Мазепа», 2 д.)
9. Баллада Томского (П. Чайковский «Пиковая дама», 1 д.)
10. Песенка Томского (П. Чайковский «Пиковая дама», 3 д.)
11. Ариозо Эбн-Хакиа (П. Чайковский «Иоланта»)
12. Куплеты Эскамильо (Ж. Бизе «Кармен», 2 д.)
13. Стансы Нилаканты (Л. Делиб «Лакме», 2 д.)
14. Серенада Мефистофеля (Ш. Гуно «Фауст», 3 д.)
15. Куплеты Мефистофеля (Ш. Гуно «Фауст», 1 д.)
Дополнения:
16. Ах, Настасья (русская народная песня)
17. Вдоль по Питерской (русская народная песня)
Григорий Отрепьев - Г. Нэлепп (7), ведущий - М. Балакшеев (14, 15)
Оркестр Большого театра (1-3, 5-12). Дирижеры - С. Самосуд (1, 9-11), С. Сахаров (2, 3),
А. Мелик-Пашаев (5, 12), З. Халабала (6, 7), В. Небольсин (8)
Секстет домр п/у А. Семенова (16, 17). Партия фортепиано - Г. Беркгольц (4), С. Стучевский (13-15)
Год записи: 1935 (8), 1937 (9, 10, 12), 1938 (1), 1939 (4), 1940 (2, 3, 11, 16, 17), 1941 (5),
1946 (13), 04.04.1950, БЗК (14, 15), 19.01.1957,
Большой театр (6, 7).
Главная
особенность этого диска - полностью учтенная оперная дискография
выдающегося певца, без каких бы то ни было лакун (за исключением
некоторых вариантов одних и тех же произведений на грампластинках,
которым мы предпочли фондовые оригиналы). Самое интересное - это те
записи, которые еще ни разу не издавались или не переиздавались с
довоенных лет. К ним относится, в первую очередь, ария Руслана (с
кабалеттой). Думаю, что наряду с записью М.О. Рейзена того же 1938 года,
исполнение Батурина по праву может считаться лучшим. Кроме того, впервые
мы имеем возможность услышать стансы Нилаканты, причем в двух вариантах
(довоенном и послевоенном). Батурин был, вероятно, единственным
советским певцом, записавшим арию Мефистофеля Бойто со свистом еще до
войны. Есть в альбоме и несколько живых записей. Впервые издана сцена в
келье Чудова монастыря - вероятно, самая поздняя (и даже последняя)
запись Батурина. В конце диска мы поместили две концертные записи
Батурина - серенаду и куплеты Мефистофеля (Гуно). Это единственная
возможность услышать Батурина на концерте (посвященном юбилею пианиста
С.К. Стучевского). Серенада Мефистофеля записана только на этом
концерте. Таким образом, теперь в нашем распоряжении имеются абсолютно
все фондовые оперные записи Батурина, а также все лучшие грамзаписи.
М. В. Никифоров, составитель альбома
Композиторы: Бизе Ж., Бородин А. П., Глинка М. И., Гуно Ш. Ф., Делиб Л., Мусоргский М. П., Чайковский П. И.
Исполнители: Батурин А. И., Нэлепп Г. М.