Интереснейшая архивная находка последнего времени - можно сказать,
мировая премьера совершенно не известной классической русской оперы П.Н.
Триодина "Князь Серебряный" (по роману А.К. Толстого).
Впервые она была поставлена в начале 1920-х годов в московской Опере
С.И. Зимина (с участием А.С. Пирогова) и даже считается первой советской
оперой, хотя написана в традиционном стиле, без намёков на новаторство.
Видимо отчасти поэтому уже в конце 1920-х гг. её изъяли из репертуара и
больше она не исполнялась. Только после войны фрагменты оперы были
записаны на Всесоюзном радио с участием выдающихся солистов того
времени, но до сих пор эта запись никому не была известна.
Приведу лишь одно свидетельство об этой опере, которое оставил И.С.
Козловский, исполнявший в ней небольшую партию Фёдора Басманова в 1925
году в Свердловске: «Опера Триодина была по-настоящему мелодичной. К
сожалению, она долго не удержалась в нашем репертуаре. Почему же это
произошло? Постараюсь ответить. Пусть не сочтут за “святотатство”, за
неуместное сравнение, но разве “Борис Годунов” не был вначале
“похоронен”? Он десятилетиями не ставился! А что сегодня? Жизнь
подтвердила гениальность феноменального произведения великого
Мусоргского. Таких примеров много... Жаль, конечно, что “Князь
Серебряный” быстро сошёл со сцены! А по сути дела, всё зависело от
настойчивости и пытливости ума, которые требуются, чтобы доказать
значимость того или иного произведения».
В качестве дополнения приведены редчайшие записи прекрасной певицы
Всесоюзного радио Софьи Николаевны Киселёвой. Ни одна из этих
великолепных жемчужин её камерного репертуара ещё не публиковалась.