AQVR 332-2

КУПИТЬ

А. Даргомыжский «Торжество Вакха»

Опера-балет в одном действии на текст одноименного стихотворения А. С. Пушкина (фрагменты)

Действующие лица и исполнители:

1-й грек Георгий Нэлепп (тенор)

2-й грек Константин Поляев (бас)

1-я гречанка Варвара Градова (сопрано)

2-я гречанка Нина Александрийская (меццо-сопрано)

Хор и оркестр ВРК. Дирижер Алексей Ковалев

          Запись 1950 г.

  1. Вступление, речитатив, хор 7:38

  2. Марш Вакха и хор 2:54

  3. Танец сатиров 2:26

  4. Антракт и ария с хором 6:33

  5. Финал 5:24


  6. Золотистые, шелковые кудри (А. Гурилев - Н. Греков) 2:56

  7. Рыцари (А. Даргомыжский - А. Пушкин) 1:47

  8. Пловцы (А. Варламов - А. Тимофеев) 4:30

  9. Река шумит (А. Варламов - А. Тимофеев) 1:59

10. Ноктюрн (А. Варламов - В. С.) 4:40

11. Рано, рано, цветик, ты в поле распустился (А. Варламов - Ф. Кони) 4:52

12. Воспоминание (М. Глинка - сл. неизв. автора) 2:05

13. Вечерний звон (А. Алябьев - И. Козлов) 4:28

14. Минувших дней очарованья (А. Даргомыжский - А. Дельвиг) 3:47

15. В стекла бьется к нам ветер осенний (М. Ипполитов-Иванов - Д. Ратгауз) 2:29

16. При прощании (А. Рубинштейн - Н. Греков) 2:38

17. Туча (А. Рубинштейн - А. Пушкин) 2:30

18. О, повтори (Л. Бадиа) 3:44

19. Видишь, как месяц ясен (Ф. Кампана) 4:06

20. Слово (О. Николаи) 2:59

Андрей Иванов, баритон (6-9), Антонина Клещева, меццо-сопрано (10-19)

Фортепиано: Н. Вальтер (5, 10, 12), М. Сахаров (11, 13, 14, 19), Г. Орентлихер (6-9), пианист неизвестен (15-18)

Год записи: 1948 (5, 13, 14, 19), 1950 (15, 16), 1951 (10, 12, 17, 18), 1952 (6, 11), 1953 (7-9)

Общее время звучания: 74.30


В настоящем альбоме собраны редкие записи с участием выдающегося отечественного певца Георгия Михайловича Нэлеппа (1904-1957), создавшего в 40-50-е гг. XX в. классические образы на сцене Большого театра. Садко и Герман, Самозванец и Собинин, Хозе и Флорестан, Йонтек и Радамес - эти и другие оперные партии хорошо известны по неоднократно издававшимся записям. Искусство Г.М. Нэлеппа, покорявшее удивительной свежестью, цельностью, поэтической чистотой, наверное, лучше всего может быть описано словами оперного режиссера Л.В. Баратова: «Вспоминая о многих известных певцах, которых нам приходилось слышать, мы часто начинаем с того, что восхищаемся их вокальной техникой - дыханием, филировкой звука, эффектами пиано и форте и так далее, - они прежде всего врезались в память. О Нэлеппе так не скажешь. Когда он пел, никто в зале не фиксировал внимания на собственно вокале - на высоких нотах или сложных пассажах. Никому бы в голову не пришла мысль аплодировать ему за великолепно взятое верхнее до - ибо это разрушило бы цельность впечатления от образа, а захватывал слушателей именно созданный певцом образ, характер, его жизненная сила. Голос Нэлеппа принадлежал героям этого замечательного художника, он выражал их человеческую, эмоциональную сущность». В глубокой справедливости этих слов можно убедиться, слушая превосходные записи певца - как оперные, так и камерные. Г.М. Нэлепп никогда не выступал с сольными концертными программами, однако охотно записывал в студии звукозаписи и на радио романсы и песни Глинки и Даргомыжского, Мусоргского и Грига, Чайковского и Рахманинова, Гурилева и Варламова. К числу исполнительских шедевров певца относится вокальный цикл Глинки «Прощание с Петербургом», «Свадьба» Даргомыжского, «Море» Бородина, многие романсы Чайковского. Помимо хрестоматийно известных, в его звуковом наследии есть немало редко исполняемых раритетов. К их числу относится, например, опера-балет А.С. Даргомыжского «Торжество Вакха», множество камерных произведений. Пожалуй, из всех сохранившихся записей Г.М. Нэлеппа меньше всего было опубликовано уникальных дуэтов с выдающимися солистами - Сергеем Мигаем, Андреем Ивановым, Антониной Клещевой. Если практически все дуэты с С.И. Мигаем были изданы нами в собрании записей Мигая (на трех дисках), то дуэты с Ан. Ивановым и А. Клещевой известны, скорее всего, очень немногим. Именно этим записям и было отдано предпочтение при составлении программы диска.

Максим Никифоров


Первоначально «Торжество Вакха» было сочинено в форме кантаты, которая прозвучала лишь один раз, 22 марта 1846 г., и до наших дней не сохранилась. После успеха «Эсмеральды» (1847) композитор решил создать на основе кантаты новую оперу, которую в скором времени и закончил. Однако к постановке опера не была принята - ее премьера состоялась в московском Большом театре 11 января 1867 г. Произведение это глубоко своеобразно и не похоже на популярные на Западе оперы-балеты наподобие «Бога и баядерки» Д. Обера. Стихотворение Пушкина послужило основой для оригинальной музыкально-хореографической картины, рисующей радостную встречу бога вина и плодородия. Несомненно воздействие на музыку этой оперы-балета хореографических сцен «Руслана и Людмилы» Глинки. Марш Вакха своими угловатыми гармониями и терпкостью напоминает о Марше Черномора. «Торжество Вакха» нечасто появлялось на сцене. Можно отметить постановку его в 1921 г. в Петрограде и неоднократное исполнение на концертной эстраде.



Композиторы: Алябьев А. А., Варламов А. Е., Глинка М. И., Гурилев А. Л., Даргомыжский А. С., Рубинштейн А. Г.
Исполнители: Нэлепп Г. М.