(1859-1935) родился в Гатчине под Санкт-Петербургом в семье придворного механика. Свою настоящую фамилию Иванов он дополнил фамилией матери - Ипполитов - для отличия от М.М. Иванова, известного в то время музыкального критика и композитора. Получив хорошее домашнее музыкальное воспитание, в 1875 году он поступил в Санкт-Петербургскую консераторию, которую окончил в 1882 году по классу композиции и инструментовки Н.А. Римского-Корсакова. По окончании консерватории Ипполитов-Иванов был направлен в Тифлис, где возглавил и существенно реорганизовал Музыкальное училище (ставшее одним из лучших в России), дирижировал симфоническими концертами Тифлисского отделения Императорского Руского Музыкального Общества (ИРМО), а с 1884 года стал дирижером местного Оперного театра, коренным образом перестроив его репертуар. За десятилетие пребывания в Тифлисе Ипполитов-Иванов воспитал таких учеников, как З. Палиашвили и Д. Аракишвили, классиков грузинской академической музыки. В этот период он близко познакомился с восточной и особенно с грузинской народной музыкой, следы чего отразились на его cочинениях - таких, как оркестровые сюиты «Кавказские эскизы», «Иверия». При этом Ипполитов-Иванов никогда не отступал от стиля и традиций, заложенных Римским-Корсаковым, в том числе в использовании условной восточной орнаменталистики как средства раскрытия красок звучания симфонического оркестра.

В 1895–1901 и 1905–1917 гг. М.М. Ипполитов-Иванов был дирижером Русского хорового общества, в 1899–1906 гг. – Товарищества Русской частной оперы С.И. Мамонтова и Оперы С.И. Зимина, с 1925 г. - Большого театра. Для постановки в Большом театре оперы Мусоргского «Борис Годунов» (1927) он инструментовал сцену «У Василия Блаженного», ранее не испалнявшуюся. Под его управлением состоялась московская премьера оперы «Царская неве-ста» Римского-Корсакова (1899), были исполнены «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей Бессмертный» (1902), впервые прозвучали в Москве «Страсти по Матфею» Баха (1913), а также «Реквием» Моцарта. Ипполитов-Иванов был первым выборным директором (1906–1918) и первым советским ректором (1919–1922) Москосковской консерватории. Среди его учеников - С. Васи-ленко, Р. Глиэр, Н. Голованов, А. Гольденвейзер, Л. Николаев, Ю. Энгель. Его перу принадлежат оперы «Ася», «Руфь», «Оле из Норланда», «Измена».