В плеяде замечательных певцов Большого театра есть такие, которые, исполняя ведущий репертуар, сохранили в памяти зрителей незабываемое впечатление, однако сегодня их имена практически никому не известны. Один из таких незаслуженно забытых певцов - лирический тенор Александр Иванович Алексеев (1895-1939). Он прожил короткую жизнь и, к сожалению, оставил мало записей - все они собраны в настоящем альбоме. В легендарные тридцатые годы, которые по праву именуются золотым веком Большого театра, он входил в когорту таких лирических теноров Большого, как С.П. Юдин, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, И.Д. Жадан, С.М. Хромченко, С.Н. Стрельцов, Д.Г. Бадридзе. Из недавно опубликованных дневников Ивана Семёновича Козловского мы узнаём, что у Алексеева было много поклонников, причём довольно ревностных. О редких человеческих качествах артиста свидетельствует в своей книге воспоминаний С.Я. Лемешев - когда в 1931 году был неожиданно отменён спектакль «Риголетто», в котором Лемешев должен был дебютировать в Большом театре, Алексеев уступил ему для дебюта свой спектакль «Лакме», сказавшись больным.

   Будущий певец родился 20 октября (1 ноября) 1895 года в Узбекистане, в Фергане (в то время - Новый Маргелан), куда его семья переехала из Вятской губернии. Его отец был оружейных дел мастером, мать вела хозяйство, в семье было шестеро детей. Любовь к пению А.И. Алексеев получил от родителей. Во время учёбы в ферганской гимназии он учился игре на скрипке, участвовал в гимназическом хоре, играл в оркестре. По окончании гимназии в 1915 году Алексеев поступил в Московское Высшее Техническое училище (здесь в 1917 году состоялся его первый концерт), параллельно брал уроки пения у проф. Н.П. Миллера. В 1918 году он уехал в Фергану, поступил преподавателем математики и пения в местную гимназию; в том же году вступил добровольцем в Красную армию, где через некоторое время начал управлять хором при Наркомпросе. Для повышения квалификации вокалиста Алексеев был направлен в Ташкентскую регентскую студию. Вскоре состоялся оперный дебют Алексеева в Ташкентском оперном театре в партии Синодала в «Демоне» А. Рубинштейна. В 1919 году, по окончании студии, молодой певец был направлен в Москву для завершения музыкального образования. В 1919–1922 годах Алексеев был солистом бывшей оперы С.И. Зимина, его репертуар пополнился партиями Ленского, Грицько («Сорочинская ярмарка») и другими. В 1922 году Алексеев перешёл в музыкальный театр под руководством К.С. Станиславского, а в 1924 году выступал в музыкальном театре под руководством Вл.И. Немировича-Данченко, где исполнил партию Анж Питу в оперетте Ш. Лекока «Дочь мадам Анго». В 1922–1923 годах Алексеев занимался в оперной студии Большого театра у Н.П. Миллера.

    В 1925-1927 и 1929-1939 годах А.И. Алексеев был солистом Большого театра. К лучшим партиям, исполненным им на сцене Большого, относятся Ленский (1925), Альфред (1925), Дубровский (1926), Индийский гость (1926), Герцог (1926), Моцарт (1926), Синодал (1926), Всеволод («Сказание о невидимом граде Китеже», 1926), Князь («Русалка», 1926), Ромео (1927), Альмавива (1929), Лоэнгрин (1930), Фауст (в одноимённой опере Ш. Гуно, 1930), Ашуг («Алмаст» А. Спендиарова, 1930), Калаф (1932), Рудольф («Богема», 1932), Гвидон (1937). Всего за годы работы в Большом театре певец исполнил 44 партии. В 1927 году А.И. Алексеев выступал в Московском театре оперетты, в 1928-м был приглашён в Тбилисский театр оперы и балета, в котором работал в течение 4 месяцев. С большим успехом проходили гастроли А.И. Алексеева в Литве, Латвии, Чехословакии.

   Камерный репертуар А.И. Алексеева включал более 300 произведений (народные песни, классические и бытовые романсы, произведения крупной формы - Девятая симфония Бетховена, Реквиемы Моцарта и Верди). Скончался А.И. Алексеев в Москве 20 июня 1939 года после тяжёлой болезни. На могиле певца на Новодевичьем кладбище был установлен памятник со скульптурным изображением артиста в роли Ленского.