Родилась в Астрахани 1(13) июня 1892 года в семье типографского служащего.

Русская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано).

Народная артистка СССР (2.06.1937).

Пению обучалась у своей сестры М.В. Владимировой. Окончила Московскую консерваторию по классам фортепиано (занималась у А.А. Ярошевского, затем у А.П. Островской) и сольного пения (класс У.А. Мазетти, 1919).

Дебют на оперной сцене - в 1917 году в оперном театре Зимина.

В 1919 году выступала на сценах Театра художественно-просветительского союза рабочих организаций (ХПСРО), московского сада 'Эрмитаж' (где ее партнером в опере "Севильский цирюльник" Дж. Россини был Ф.И. Шаляпин).

В 1920-1948 годах – солистка Большого театра в Москве. Одновременно в 1920-1924 годах пела в Оперной студии Большого театра под руководством К.С. Станиславского и Музыкальной студии МХТ под руководством В.И. Немировича-Данченко (исполнила здесь роль Клеретты в оперетте «Дочь мадам Анго» Лекока).

С 1929 года гастролировала за рубежом (Германия, Великобритания, Турция, Польша, Югославия, Болгария). Одна из крупнейших отечественных певиц советского периода, обладала легким подвижным красивым голосом, филигранной вокальной техникой. Прославилась и как камерная певица, любила петь народные песни. С детских лет ей запомнились и полюбились протяжные волжские бурлацкие песни, которые она часто пела дома с сестрами. С удовольствием она включала народные песни в свой репертуар.

Концертные выступления Барсовой отличались не только свежестью репертуара, но и продуманностью программ. Особенно интересны в этом отношении концерты 30—40-х годов, в которых нашло отражение музыкальное богатство народов СССР, в частности, арии из национальных опер. Не меньший интерес (наряду с итальянскими ариями из опер Россини, Доницетти, Беллини, Верди) представляли в исполнении певицы русские, украинские, чешские, английские, шотландские, ирландские, норвежские, испанские, греческие народные песни. Для каждой из них артистка умела найти свой «наряд» и метод подачи, раскрыть ее национальный характер.

Одной из первых Барсова начала культивировать у нас тематически стройные программы. Таковым, например, был один из ее первых самостоятельных концертов в Колонном зале Дома Союзов, посвященный «Танцу в вокальной музыке».

Достаточно перелистать страницы репертуара певицы, чтобы убедиться в широте ее художественного кругозора. Она систематически и настойчиво предпринимала своеобразные «раскопки» среди сочинений авторов разных веков и стран — от Баха, Генделя, Рамо и Моцарта до Дебюсси, Равеля, Регера и Стравинского. В концертных программах Барсовой практически исчерпывающе была представлена русская вокальная лирика — произведения Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Бородина, Мусоргского, Кюи, Рубинштейна, Танеева, Аренского, Глазунова, Рахманинова, Метнера. Даже единственный романс Скрябина включила она в свой репертуар. Барсова часто исполняла и романсы своих современников — А. Гречанинова, Н. Голованова, Ю. Сахновского, А. Корещенко, В. Кочетова, Г. Конюса, В. Сука. Наконец, певица смело обращалась к творчеству советских композиторов — Ан. Александрова, Н. Мясковского, С. Прокофьева, С. Василенко, Р. Глиэра, Д. Кабалевского, М. Коваля, 3. Левиной, Н. Чемберджи и других.

В 1950—1953 годах преподавала в Московской консерватории (с 1952 профессор).

Была видным общественным деятелем. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (1938-1946), с 1947 года была депутатом Моссовета. Занимала руководящие посты в Центральном Доме работников искусств, в оперной студии Большого театра, в президиуме Всесоюзного общества культурных связей. Член ВКП(б) с 1940 года.

Валерия Барсова пользовалась огромным уважением у известнейших музыкантов и артистов - своих партнеров по сцене, а зрители, наполнявшие театры и концертные залы, выражали свою любовь к ней искренними бурными овациями и бесчисленными букетами цветов. Зарубежные журналисты и музыкальные критики называли певицу «русским соловьем», даря ей восторженные статьи и публикации.

16 апреля 1947 года Валерия Владимировна попрощалась с Большим театром и приехала в Сочи. Здесь, на ул. Черноморской, она построила дачу с намерением открыть оперно-вокальную студию.

С 1947 по 1967 годы часто бывала в гостеприимном южном городе, жила здесь по нескольку месяцев в году и принимала активное участие в общественной и культурной жизни курорта, одновременно занимаясь вокально-педагогической деятельностью. Её частыми гостями были друзья, коллеги и ученики – Г.Уланова, И.Козловский, Л.Утесов, Д.Кабалевский, М.Биешу, З.Долуханова.

Она была активной участницей культурной и музыкально-общественной жизни Сочи, являлась членом худсовета Сочинской филармонии, помогала молодым певцам совершенствовать искусство вокала.

Ушла из жизни 13 декабря 1967 года в Сочи.

Похоронена на Центральном Успенском кладбище в Сочи.

Подробнее: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/249389/, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0